Хран Сварги
| |
Главное меню
Категории
Мои статьи [51]
Видео статьи [0]
Прохожий
Поиск

Поиск на сайте:

Поиск в сети Интернет:
Наша кнопка
Хран Сварги



Друзья
Крамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Форум Наследие РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ. Сказы Велеса. Дарисвет Каталог сайтов: Организации Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru
Опросы
Что лучше - деревья в лесу или лес среди деревьев?
Всего ответов: 105
Главная » Статьи » Мои статьи

МУДРЕЦЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
Там описывается, как однажды Периандр, управлявший Коринфом,
созвал у себя всех мудрецов и других ученых мужей, как они угощались и
вели между собою умные речи. Среди гостей были двое, с которыми мы
скоро познакомимся поближе: скиф Анахарсис и фригиец Эзоп —
дикарь-мудрец и раб-мудрец. Грекам приятно было оттенять высокую
мудрость своих знатных законодателей простым здравым смыслом пришельца
из варваров и выходца из народа. Повод для беседы был такой. Эфиопский
царь и египетский царь спорили за одну пограничную область; и вот,
чтобы не воевать, они решили состязаться, задавая друг другу загадки.
Египтянин задал девять вопросов: что всего старше, что всего
прекрасней, что всего больше, что всего разумней, что всего
неотъемлемей, что всего полезнее, что всего вреднее, что всего сильнее
и что всего легче? Эфиоп ответил: «Старше всего время; прекраснее всего
свет; больше всего мироздание; разумнее всего истина; неотъемлемей
всего смерть; полезнее всего бог; вреднее всего демон; сильнее всего
удача; легче всего сладость». Периандр спросил гостей: «Удачные это
ответы или нет?» Мудрецы порассуждали и решили -- не очень удачные.
Нельзя сказать, что время всего старше: ведь время есть и прошедшее, и
настоящее, и будущее, причем будущее, несомненно, моложе настоящего.
Нельзя сказать, что удача всего сильнее: ведь то, что крепко и сильно,
не бывает так изменчиво. Нельзя далее сказать, что смерть всего
неотъемлемей: в тех, кто жив, смерти нет. «А как же ответить лучше?»

И Фалес Милетский ответил так: «Старше всего — бог, ибо он
вечен. Прекраснее всего — мир, ибо в нем все согласованно и стройно.
Больше всего — пространство, ибо в нем мир, а в мире все остальное.
Разумнее всего — время, ибо оно всему учит. Неотъемлемей всего —
надежда, ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет. Полезнее всего
— добродетель: с нею все на свете хорошо. Вреднее всего — порок: с ним
все на свете плохо. Сильнее всего — неизбежность: она всем властвует.
Легче всего — мера: без меры даже наслаждение бывает в тягость». Ответы
понравились; тогда Периандр попросил каждого ответить на три вопроса:
каким должен быть дом, каким должен быть город и каким должен быть
правитель? На вопрос, какой дом — лучший, Солон ответил: «Тот, где
добро приобретается без несправедливости, сохраняется без
недоверчивости и тратится без раскаянья». Питтак ответил: «Где нет ни
потребности в излишнем, ни нехватки в необходимом». Хилон ответил: «Где
хозяин — как мудрый царь». Биант ответил: «Где хозяин ведет себя по
Доброй воле точно так же, как вне дома — по воле закона». Клеобул
ответил: «Где хозяина больше любят, чем боятся». А Фалес ответил: «Где
хозяину не о чем заботиться».


Что сказал скиф Анахарсис, вы узнаете на следующей странице. И
Периандр, послушав, сказал: «Видно, недаром говорят: кто-то Ликургу
посоветовал устроить в Спарте народовластие, а Ликург ответил: «Сперва
сумей устроить народовластие в собственном доме!»На вопрос, какой город
— лучший», Солон ответил: «Тот, где обидчика требует к ответу не только
обиженный, но и необиженный». Фалес ответил: «Где нет ни слишком
бедных, ни слишком богатых».

Анахарсис ответил: «Где лучшее воздается добродетели, худшее —
пороку, а все остальное — поровну». Питтак ответил: «Где дурным людям
нельзя править, а хорошим нельзя не править». Биант ответил: «Где
закона боятся больше, чем правителя». Клеобул ответил: «Где порицания
боятся больше, чем закона». А Хилон ответил: «Где больше слушают
законы, чем ораторов». И Периандр, послушав, сказал: «Видимо, значит
это, что народовластие тем лучше, чем больше похоже оно на
единовластие!» Наконец, на вопрос, какой правитель — лучший, Фалес
ответил: «Тот, который сможет дожить до старости и умереть своей
смертью». Хилон ответил: «Тот, который думает не о смертном, а о
бессмертном». Питтак ответил: «Тот, кто приучит подданных бояться не
его, а за него».

Анахарсис ответил: «Кто всех более разумен». Клеобул ответил:
«Кто всех менее легковерен». Биант ответил: «Кто дает пример покорности
законам». А Солон ответил: «Кто сам отречется от своего единовластия».
И Периандр, послушав, сказал: «Видимо, значит это, что и единовластие
тем лучше, чем больше похожа на народовластие?» «Мера — важнее всего!»
— ответили ему мудрецы.


АНАХАРСИС, МУДРЕЦ-ДИКАРЬ

Анахарсис, восьмой при семи мудрецах, был скиф. Скифы жили в
причерноморских степях: одни кочевали, другие сеяли хлеб и продавали в
греческие города. Анахарсис был сын скифского царя (и отсюда тяготел хотя бы к землям царских скифов у Дона, а не к Ольвии),
он часто бывал в греческих городах на Черном море. Ему нравилось, как
живут греки; он построил себе в их городе дом, подолгу там жил, носил
греческое платье и молился греческим богам. Скифы, узнав про это,
возроптали, и однажды, когда Анахарсис устроил праздник греческим богам
не дома, а в степи, они убили его стрелой из лука. Этот Анахарсис,
говорят, ездил в Грецию, был учеником Солона и своею мудростью вызывал
всеобщее удивление. Он явился к дому Солона и велел рабу сказать
хозяину, что скиф Анахарсис хочет видеть Солона и стать ему другом.
Солон ответил: «Друзей обычно заводят у себя на родине». Анахарсис
сказал: «Ты как раз у себя на родине — так почему бы тебе не завести
друга». Со лону это понравилось, и они стали друзьями. Грекам казалось
смешно, что скиф занимается греческой мудростью. Какой-то афинянин
попрекал его варварской родиной; Анахарсис ответил: «Мне позор моя
родина, а ты позор твоей родине». Смеялись, что он нечисто говорит
по-гречески; он ответил: «А греки нечисто говорят по-скифски».
Смеялись, что он, варвар, вздумал учить мудрости греков; он сказал:
«Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?»
Смеялись: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить
о порядке в доме, а тем более — в государстве?» Анахарсис отвечал:
«Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и
поспорить».

Скифы живут лучше, говорил Анахарсис, потому что у них все
общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не
завидует. «А у вас, греков, — продолжал он, — даже боги начали с того,
что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное
царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно
из-за нее ссоритесь». Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы,
скифы, умеете ходить по морозу голыми?» Анахарсис отвечал: «Ты ведь
ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело — как
лицо». В греческой жизни он больше всего удивлялся мореходству и вину.
Узнав, что корабельные доски делаются толщиной в четыре пальца, он
сказал: «Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти». На вопрос,
кого на свете больше, живых или мертвых, он переспросил: «А кем считать
плывущих?» На вопрос, какие корабли безопаснее — длинные военные или
широкие торговые, он ответил: «Вытащенные на сушу». О вине он говорил:
«Первые три чаши на пиру — это чаша наслаждения, чаша опьянения и чаша
омерзения». А на вопрос, как не стать пьяницей, он сказал: «Почаще
смотреть на пьяниц». Его спросили, что ему показалось в Греции самым
удивительным. «Многое, — ответил он. — То, что греки осуждают драки, а
сами рукоплещут борцам на состязаниях; осуждают обман, а сами
устраивают рынки нарочно, чтобы обманывать друг друга; и что в народных
собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают
люди глупые». И когда Солон гордился своими законами, Анахарсис
говорил: «А по-моему, всякий закон похож на паутину: слабый в нем
запутается, а сильный его прорвет; или на канат поперек дороги:
маленький под него пролезет, а большой его перешагнет». Так, чтобы не
зазнаваться в своей мудрости, семеро мудрецов оглядывались на скифа
Анахарсиса.

Оказывались пращуры-земляки нынешних жителей Украины и России,
соседних стран достойными не только того, чтобы на них оглядывались.
Ведь тот же Анахарсис признавался изобретателем якоря и гончарного
круга. И гончары Ольвии, как и многих античных городов Приазовья и
Северного Причерноморья, вполне могли славить его. Не боги горшки
обжигают – обжигают горшки мастера. Возможно, помнили Анахарсиса еще и
в средневековом Новгороде. Да вот нынешние российские города о нем пока
мало помнят. Но память об античных достижениях пращуров в России все же
просыпается.


«И что худого от незнания…» ?! Думайте сами.
Категория: Мои статьи | Добавил: Rarog (14.08.2010)
Просмотров: 1988 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники

Летосчисление
Лидеры форума
Rarog
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Dart
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Ratibor
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Vezemar
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сейчас на сайте:

Кто был на сайте сегодня:

Flag Counter
Ратибор и Ярей © 2024
Все материалы расположенные на этом сайте предназначены исключительно для вашего просвещения.