Яри́ло, Яри́ла — восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи. В латинских средневековых сочинениях отождествлялся с римским Марсом. Как и другие слова с корнем яр (jar), имя бога связывают с представлениями о весеннем плодородии (ср. русское «яровой», «ярый», «весенний, посеянный весной», укр. ярь «весна»), хлебе (яровой хлеб, ярина — ячмень, овёс; ярь, ярица и др. обозначения хлебов), животных (бычок-яровик, ярка и т. п.); сравнимо также с русским «ярый» в значении «сердитый, горячий, огненный», укр. ярий, «весенний, молодой, полный сил, страстный», и те же значения слов с корнем яр у южных и западных славян.
В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему). «Волк — Юрьева собака». «Что у волка в зубах— то Егорий дал». Волк был животным как сербского Дабога, так и восточнославянского божества весеннего солнца Ярилы, перешедшего впоследствии от него «по наследству» к двоеверному Егорию-Юрию. У Ярилы-Егория 30 волков в подчинении, т.е. дней месяца. На христианского святого народное сознание перенесло целый ряд черт языческого солярного божества Ярилы, в том числе и связь с вырием. Созвучие и семантичное сходство слов с корнем jar- и jur-... сильно способствовали вероятному отождествлению Ярилы с Юрием... Отождествление Ярилы как божества весеннего плодородия с Юрием вытекает и из характера текстов, относящихся к Юрию и содержащих мотивы весенних обрядов. Третьим словом, фонетически и семантически отождествлявшимся с Ярилой и Юрием, могло быть название вырея — ирия.
В белорусской традиции это божество было связано не только с урожаем, но и рождением детей: Валачывся Ярыло По усему свету, Полю жито радзив, Людзем дзеци пладзив. А гдзе ж он нагою, Там жито капою, А гдзе же j'oh ни зырне, Там колас зацьвице.. Ярилин день справлялся
В тех русских губерниях, где не праздновали день Ивана Купала, и на основании анализа содержания и внешних форм обоих праздников является возможным поставить знак равенства между Купалой и Ярилой. Обращаясь к этнографическим наблюдениям, следует отметить, что в Калуге еще в начале прошлого века в качестве конского бога почитался некий конский бог Хорояр, заменивший в Калуге двух «православных» святых Флора и Лавра.
"Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и листвием леса; в моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и все, что служит в пользу человека: все это даю чтущим меня и отнимаю от отвергающих меня..." (с) Герборд III, 6.
|