Со времен
Афанасьева, отождествлявшего едва ли не любого богатыря Русских преданий, былин
и сказок с Перуном, многие привыкли видеть в Перуне Змееборца. В 1960—70-е годы
этот взгляд был подкреплен теорией В.В. Иванова и В.Н. Топорова об основном
мифе индоевропейцев, якобы состоявшем в бое Бога Грозы с его змеевидным
Противником. Ничего особенно нового в этой схеме не было — все те же построения
Афанасьева, расцвеченные лингвистическими примерами, зачастую притянутыми не
сказать за что. Особенно это касалось славянской версии «основного мифа», в
которой Громовержцем-Змееборцем, понятно, был Перун, а вот в Змеи невесть
отчего попал Велес. И научная общественность настолько растиражировала эту
схему (стоит только сказать, что ее авторы писали статьи по мифологии славян
... Читать дальше »